С другой стороны, анализ содержание рукописей указывает на то, что многие из них возникли вне ессейской среды. Во-первых, библейские рукописи, а также такие широко известные апокрифы, как "Книга Еноха" и "Книга Юбилеев", - явно не сектантского происхождения. Во-вторых, в Кумране в качестве официального богословского языка использовался древнееврейский - поэтому справедливо будет рассматривать рукописи на арамейском языке как произведения, возникшие вне сектантского движения и пригодные для оценки религиозных взглядов и верований палестинских иудеев. Подобным образом можно квалифицировать и многие рукописи на древнееврейском, не содержащие сектантских мотивов. Конечно, взгляды ессеев повлияли на формирование состава библиотеки: так, например, отсутствуют маккавейские книги и фарисейские произведения, поскольку ессеи находились в оппозиции к этим движениям. Кумранская община, говоря словами Дж. Коллинза, "имела свою собственную литературу, в которую могли входить эзотерические произведения, неизвестные за пределами сектантских кругов. Однако теперь ясно, что далеко не все прежде неизвестные работы являются специфически сектантскими".
Вывод о том, что кумранская библиотека сохранила немалое количество произведений, возникших и имевших хождение в широких кругах палестинского иудейства, имел огромные последствия для библеистики. Появилась возможность использовать рукописи Мертвого моря для экзегетического анализа многих ветхозаветных и новозаветных книг с учетом верований иудеев, живших накануне Рождества Христова. Чтобы продемонстрировать значение такого подхода, имеет смысл рассмотреть два наиболее ярких примера.
Известно, что на вопрос учеников Иоанна Крестителя "Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?", Христос ответил: "пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищим благовествуется ; и блажен, кто не соблазнится о Мне" (Мф. 11:2-6, Лк. 7:19-22). Здесь Господь Иисус Христос явно ссылается на пророчества из книги Исаии, который говорит о делах будущего Мессии в 35 главе: "вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь" (35:4-6), а также на указание в 61 главе на то, что Мессия будет "благовествовать нищим" и "исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего" (61:1-3). Однако Христос не только указывает на все дела, которые должен исполнить Мессия согласно пророчеству Исаии, но и говорит о том, "мертвые воскресают", чего в тексте пророчества нет.
Разрешает указанное недоумение замечательный текст кумранских свитков, найденный в 4-й пещере и опубликованный всего лишь десять лет назад под названием "Мессия неба и земли" (4Q521). По замечанию издателей, он является "наиболее прекрасным и значительным в собрании Кумрана". Вот перевод хорошо сохранившегося второго столбца первого фрагмента:
1. [...не]бо и земля будут повиноваться Его Мессии,
2. [и все, ч]то на них не отвратится от заповедей святых.
3. Укрепись в служении Ему, ищущий Господа.
4. Разве не найдете Господа в этом вы, надеющиеся в сердцах ваших?
5. Ибо Господь посетит благочестивых (Hassidim), и праведников (Zaddikim) Он назовет по имени.
6. Через смирение Его Дух нисходит, и верных он восстановит силой Своей.
7. Он прославит благочестивых (Hassidim) на троне вечного царства,
8. Освободит пленных, откроет глаза слепых, восставит уг[нетенных].
9. Все[гд]а я буду верным [Ему ...], и [я буду веровать] Его праведности (Hesed).
10. и [Его] доб[рота ...] святости не замедлится ...
11. и удивительные дела, которых не было, Господь соделает как Он с[казал].
12. ибо он будет исцелять больных, воскрешать мертвых и проповедовать нищим,
13. ... Он будет предводительствовать [свя]тым, Он будет пастырем [и]м, Он соделает...
14. ... и все это ...
Этот текст замечателен в двух отношениях. Во-первых, само существование такого произведения (которое палеографически датируют хасмонейским периодом) указывает не только на факт напряженных мессианских ожиданий иудеев, но и на характер такого ожидания. В лице своих лучших деятелей иудейство внимало ветхозаветным пророчествам о духовном царстве Христа ("через смирение Его Дух нисходит"). Текст обращается к книге Исаии как к авторитетному источнику, что говорит о внимательном отношении иудеев к наследию великого пророка. Во-вторых, в кумранской рукописи указано на "воскрешение мертвых" как на одно из непременных дел Мессии. Упоминание этого Господом Иисусом Христом в ответе иоанновым ученикам подчеркивает, что пророчества, подобные 4Q521 и основанные на книге Исаии, не только имели хождение в Палестине во времена Христа, но и подвергались тщательному анализу.