отрицанием нравственности и морали и анархическим лозунгом «Бог умер». Но это глубочайшее заблуждение! Немецкий философ вовсе не придерживался исторической достоверности. Он, без сомнения, был хорошо знаком с зороастризмом и, более того, был даже очарован этим учением. Именно поэтому использовал его как отправную точку для собственного творчества, но сознательно, подчеркнуто полемически выворачивал авестийские нормы наизнанку.
Наверное, чувствуя, что его намерения остались непонятыми, Ницше специально сделал такое пояснение: «Никто не задал мне вопрос, а его следовало бы задать, что означает имя Заратустры именно в моих устах, в устах первого имморалиста: ибо как раз то, благодаря чему этот перс занимает столь исключительное положение в истории, прямо противоположно моим воззрениям. Заратустра первым увидел в борьбе добра и зла тот главный рычаг, управляющий движением вещей, — это он осуществил переработку моральных понятий в метафизические... Заратустра первым создал это роковое заблуждение, мораль, следовательно, он должен быть первым, кто познал его. Не только потому, что его опыт шире и многообразнее, чем у любого другого мыслителя, ...гораздо важнее то, что Заратустра правдивее их всех...»
Нацисты же, провозгласив Ницше (и воспетого им Заратустру) своим идеологом, в корне извратили взгляды и того, и другого. Ницшеанскую свободолюбивую «философию жизни» варварски приспособили под свою философию смерти, зороастрийскую (от греческого написания имени пророка) «религию радости», «религию нравственности» — именно так нередко называют авестийский культ — подменили собственно безнравственной идеологией убийства и скорби.
На самом деле зороастрийское учение в корне отрицает насилие, осуждая его и олицетворяя, в образе одного из трех самых страшных дэвов, носителей Зла, — Айшмы. Главными добродетелями в нем считаются мирный труд, творческое вдохновение и, помимо молитв и божественных прозрений, простое человеческое счастье, например счастье любить и иметь семью и детей;
Ученые не сомневаются, что Заратустра — не мифическая, а реально существовавшая личность, основоположник светлой великой религии.
Но многие представители науки расходятся во мнениях по поводу даты и места рождения пророка. Существует множество взаимоисключающих версий. Многие города и даже страны претендуют на то, чтобы называться родиной прародителя древних ариев.
Когда и где жил пророк — также пока точно не ясно, но многие факты из его жизни отражены в сочиненных им самим песнях, или гимнах — гатах, отчасти в других авестийских сочинениях.
В этой книге мы расскажем вам удивительную историю его жизни, и конечно, не обойдем вниманием и само зороастрийское учение. Оно, по сути дела, является не только религиозной доктриной, быть может, первым на земле проявлением монотеизма — культом Единого, Творца, но еще и сводом научных знаний.
Авестийская мифология — первый в истории человечества документ, в котором планета Земля описана как круглая и свободно парящая в пространстве, а не как плоский диск, неподвижно покоящийся на трех китах. И это — за многие века до эпохи великих кругосветных путешествий!
Арийские священнослужители знали и законы движения других планет и светил, включая и те небесные тела, что были открыты астрономами лишь в новые времена. А некоторые должны быть обнаружены лишь в будущем.
А еще Авеста — произведение искусства. Она эмоциональна, она — не только для интеллектуалов, но и для всех, кто готов сопереживать, смеяться и плакать. Для тех, кто любит и почитает все живое на земле и стремится к гармонии с внешним миром.
Для людей, для нас...