слова: оно укажет тебе, что избрать лучше, — каждому укажет оно; выбор касается твоей плоти и тебя. Пока не настало время, нас учат те, которые обладают премудростью.
Не существует многих богов и божков, говорил Заратустра. Все, что существует на свете, — порождение и проявление лишь двух начал — светлого и темного.
Жрецы и старейшины были удивлены такими речами. Ведь все это противоречило их привычному укладу жизни и подрывало их власть, державшуюся на почитании языческих идолов, служителями которых они были. А потому племенные управители накинулись на Заратустру, схватили его и потребовали предать смерти.
Был лишь один человек, могущественный и уважаемый, который проникся словами пророка. Звали его Аурвайто-данг, он был богат и имел собственное войско. Он восстал против готовившейся казни, и ему удалось отстоять жизнь проповедника. Однако дети и внуки этого почтенного человека осудили его, сочтя речи Заратустры кощунственными. И Аурвайто-данг, едва обратившись в новую веру, отрекся от нее и сказал, что будет впредь молиться тем же духам, что и раньше.
Тогда на Заратустру, по наущению дэва дэвов Ангро Майнью, напали другие ужасные создания: дух непослушания и анархии, дух безверия, духи голода и жажды, насилия и гибели, лютого зимнего холода, нищенства, скудности и старости. Но Заратустра не сдавался. Еще целых десять лет бродил он по Арьяна Вэдже с проповедями, осмеиваемый всеми. За это время лишь один единственный человек был им обращен в истинную веру. Это был его двоюродный брат Мадйо-монгхе, ставший первым последователем пророка.
Заратустре отказывали в пристанище даже во время самых суровых холодов. Все старались очернить не только самого пророка, но и его светлое учение. В одном из селений злоумышленники подло подложили в карман его одеяний человеческие кости. Считалось, что любое прикосновение к телам мертвецов влечет за собой смертоносную скверну, которая может поразить все вокруг. В самый разгар проповеди злодеи порвали одежду Заратустры, и подброшенные кости на глазах у всех выпали на землю, тем самым, осквернив и ее. Негодяи заявили, что перед ними не вероучитель, а презренный «переносчик трупов», который заслуживает самого сурового наказания. Заратустру вновь схватили, связали тридцатью тремя веревками и бросили в темницу. Невинно заточенному пророку не давали ни есть, ни пить, истязали его ударами конской плети.
Пророк, которому исполнилось уже сорок, совсем обессилел и даже на время потерял зрение и слух. Но и на этот раз за проявленную твердость уберег его Ахура Мазда. Смертную казнь заменили позорным изгнанием из родного племени на веки вечные.
Несчастный, измученный Заратустра отправился в неведомые края с горестными стенаниями, которые не могут не вызвать сопереживания и сочувствия:
В какой земле мне укрыться, куда мне пойти укрыться?
Изгоняют меня от земляков и соплеменников.
Неблагосклонны ко мне и родовой союз,
И поклоняющиеся друджам правители страны.
Как мне добиться твоей благосклонности, о Мазда Ахура?..
Рыдаю я перед тобою, взгляни же, Ахура.
Поддержку ниспошли, какую друг дает другу!
Ахура Мазда внял мольбам исстрадавшегося Заратустры и направил его в Дрангиану — край, где правил царь Кави Виштаспа. И пророк понял, что не кого-нибудь, а самого верховного правителя суждено ему обратить в святую маздаяснийскую веру.
Однако и здесь все оказалось совсем не просто. На выполнение этой миссии ушло целых два года.
Кави Виштаспа был умен, добр и щедр. Однако поначалу он принял чужестранца за лжеучителя, шарлатана и даже попрошайку, игравшего на религиозном чувстве слушателей. Вид Заратустры был поистине плачевным после всех выпавших на его долю преследований, испытаний и лишений.
Виштаспа, однако, не наказал красноречивого странника, а проявил щедрость. Но не придал пламенным речам пророка никого значения. Он предложил Заратустре лошадей и все, что угодно, лишь бы тот уехал прочь. Так Заратустре не удалось с первого раза ни в чем убедить царственного Виштаспу. Но он, вдохновленный голосом свыше, не оставлял надежды. К несчастью, правителя окружала свита, поклонявшаяся злым дэвам. И эти злонамеренные советники, поняв, насколько опасен для них пришелец, задумали сжить его со свету. Они принялись нашептывать царю, что Заратустра — богохульник и еретик и что его слова губительны для благополучия трона и страны. И добились своего: царь пошел у них на поводу. С его согласия Заратустру заковали в колодки и вновь бросили в темницу, лишив пищи и воды.
Казалось бы, все кончено. Несчастный безмолвно лежал на сыром холодном полу, закрыв глаза. Он молился Ахура Мазде:
Кого, о Мазда, дадут мне подобного в защитники,
Когда сторонник Друджей соберется причинить мне насилие,
Кроме Огня твоего и Мысли твоей,
Делами которых созревает царство Закона?
Злые сановники выжидали. Когда прошло столько дней, что любой, даже сильный и здоровый мужчина непременно умер бы от голода и жажды, они велели страже отворить двери темницы и вынести мертвое тело. Но Заратустра был жив! Единый, Творец, послал ему это чудо: молитва заменила ему пищу и питье.
Охваченные ужасом, придворные привели все еще связанного Заратустру к царю. И тут свершилось еще одно чудо: на глазах у всех тело страдальца начало исцеляться. Затянулись раны и следы от побоев, исчезли морщины, появившиеся от перенесенных мук, на лице заиграл румянец, пропала нездоровая худоба, а в глазах заблестел Атар, священный огонь жизни. Теперь царь мог понять, как не правы были его приближенные. Он прозрел, осознав, что перед ним — посланник Благого Бога.
Но и после этого Виштаспа не сразу обратился в новую веру. Политические соображения останавливали его. Он боялся, что смена государственной религии повлечет за собой вражду соседних народов, что его подданные в этой войне будут уничтожены, а сама Дрангиана подвергнется разрушению.
Тогда Ахура Мазда, чтобы помочь пророку, послал к царю духа-вестника Найрью Сангху. И тот вселил в сердце царя уверенность, что война, которую невозможно было избежать, окажется победоносной.
Но и после этого Виштаспа все еще сомневался. Он считал, что, уверовав в Ахура Мазду, он все равно не спасет свою душу, ибо на нем лежит грех многочисленных убийств. Много раз во главе войска вступал он в сражения, в которых полегли тысячи и тысячи людей. На это Заратустра отвечал, что здесь вины царя нет, так как те войны были справедливыми. Однако и эти увещевания оказались бесполезными. А уверовал царь благодаря волшебному напитку — соку хаоме. Когда Виштаспа отведал это хмельное питье, он забылся, и его посетило вещее видение, которое ниспослало на него благодать. Так властительная чета (а напиток отведала и царица) обратилась в маздаяснийскую веру, а Заратустру призвали ко двору.
Это был знаменательный день для всего телесного мира. Пророк больше не был одинок, отныне новая религия станет быстро распространяться по всему миру.